Эмансипированная женщина. Проблемы и последствия эмансипации женщин Что такое эмансипация женского населения определение

Мир прогресса, безумных скоростей, бешеного ритма жизни явно благосклонно относится к действительно волевым, решительным, ярким людям. Эмансипированная женщина - это та, которая полностью созвучна с настоящим, таким сложным и постоянно меняющимся. Она способна век, так любящий ответственность, смелые поступки, самостоятельные выводы, создать счастливую себя и окружающих. Это и есть настоящая свобода. Любому человеку нужно уметь самому строить собственную судьбу и не зависеть от чьих-то действий, мнений, настроений. Для каждого настал час возвратить себе ответственность за собственное благополучие, обрести личную свободу, сделать свою жизнь по-настоящему успешной.

Значение слова

Стоит сначала раскрыть термин «эмансипация». Что это означало раньше? Слово дословно можно перевести как «избавление из-под чьей-то опеки, признание дееспособности, предоставление возможности отстаивать свои интересы».

Теперь этот термин вызывает очень стойкую ассоциацию с феминизмом - движением за женские права. Оно приобрело несколько политическую окраску и стало обозначать «освобождение», обретение действительно равных возможностей с мужчиной, когда дамы стали бороться за свое равноправие.

Немного о грустном

В прошлых веках женщина являлась просто обслуживающим приложением к мужчине. Она не могла сама распоряжаться финансами, даже если они у нее были. Открыть, например, счет в банке можно было исключительно на имя брата, отца, мужа. Партнеров для брака девушке выбирали родственники. Часто будущие супруги виделись лишь незадолго до свадьбы, ни о какой любви тут и мечтать не приходилось. Настоящего образования для женщин предусмотрено не было, так же как и нормальных Вся деятельность сводилась к ведению хозяйства, рукоделию, воспитанию детей, а поведение очень ограничивалось строгими нормами морали.

Современная женщина вряд ли сможет такое даже представить. Невозможность состояться как личность, бесконечные роды, изнуряющая зависимость от мужчин, ношение неудобной, уродующей внутренние органы одежды - неполный список ужасов, которые пришлось пережить прикованным к домашнему очагу дамам.

Позитивные изменения

Самый масштабный проект в истории модернизации культуры - эмансипация. Что это изменило в настоящем? Насильственные браки были признаны незаконными, а женщинам были предоставлены многие права. К сожалению, дамы до сих пор считаются «слабым полом» и «хранительницами очага», к их внешности предъявляют чрезмерно завышенные, а то и фантастические требования, заслуги на работе не замечаются, доступ к некоторым специальностям закрыт. Межгендерные отношения несовершенны, сейчас еще остаются пережитки прошлого «темного» времени, чтобы устранить их, нужно менять общество в целом.

Настоящее предоставляет огромные возможности. Сильная независимая женщина даже в современных жестоких условиях способна полностью раскрыть свои таланты и создать счастливую жизнь. Обретение свободы - прекрасный подарок феминисток, которые смогли во многом изменить несправедливое положение женщины и добились снятия огромного количества оков.

С чего начались изменения

1791 год знаменит выходом «Декларации прав женщины», основными принципами которой были равноправие, сопротивление угнетению, свобода выражать свои мнения и мысли, признание женщины быть самостоятельной личностью, которая вправе активно присутствовать в обществе, заявлять открыто о своих проблемах и требовать их решения.

Олимпия де Гуж, автор, предопределила направление дальнейшей борьбы, которая осуществлялась силами первых активисток движения, невероятно смелых представительниц народа. Они сумели обратить внимание на себя и заставить остальных обсуждать поставленные вопросы и действовать. Движение постепенно распространилось на Западе, а потом и по всему миру.

Особенности эмансипации в России

Такие события, несомненно, получили отклик и в России, которая приняла идеи и равноправия, но идеи феминизма были чужды ее традиционной культуре, основанной на мужском доминировании в семье и строгой гендерной иерархии в обществе. Родственные отношения ставились выше интересов отдельной личности, которая была лишь незначительной составляющей разветвленного огромного клана. Эмансипированная женщина - это дерзкий вызов патриархальной системе, которая не предусматривает самореализации и развития отдельных ее составляющих.

После революции права граждан обоих полов законодательно уравняли, формально все стали полноценными участниками общества, но жизнь женщин это мало улучшило. Теперь работниц и крестьянок после трудового дня ждала «вторая смена» - все заботы о детях и доме были обязанностью супруги. В постсоветский период положение ухудшилось, теперь работающая мать еще и лишилась поддержки государства.

Эхо далеких трагедий

Образ современной женщины - героиня, сама выбирающая свою судьбу, но история России прошлого столетия имеет свое влияние на Внезапное обретение свободы, голод, трудовые подвиги, смерть вокруг, забота в таких условиях о детях. Приходилось действительно нелегко. Одинокие женщины стали мечтать о некой опоре, защите, чтобы их избавили от этих ужасов. Нехватка мужчин после войны заставляла цепко держаться хоть за какого-нибудь представителя сильного пола, выполняя все его прихоти, чтобы вдруг не ушел.

Наблюдаемое сегодня возвращение к некому культу мифа об «истинной женственности» исходит именно оттуда. Трагические события давно остались позади, но привычка сохранилась, передалась внучкам и дочерям. На этом и пытаются сыграть сторонники «женского предназначения», заставляя выбирать вместо саморазвития только воспитание детей, обслуживание мужа, домашнее хозяйство.

Возможности нового времени

Эпоха огромных возможностей предоставляет каждому неограниченные просторы, чтобы творить собственную жизнь. Сильная независимая женщина способна создать из себя настоящую личность, стать собой. У нее достаточно ответственности, чтобы сделать свою жизнь именно такой, о которой мечтала всегда. Необходимо только развить собственные таланты и приобрести необходимые навыки.

К сожалению, воспитывая девочку, ее учат только играть в куклы, иногда рукоделию или музыке, не пытаясь выявить ее истинные способности. Качества деловой женщины или способности математические лучше обнаружить в раннем возрасте, чтобы иметь достаточно времени для их развития. Ограниченность воспитания мешает девушкам самостоятельно устроиться в жизни. Вот им и приходится рассчитывать исключительно на выгодный брак.

Общественные предубеждения

К сожалению, «благодаря» распространенному мнению об «истинном предназначении», девушки и дамы веками вынуждены были отказываться от важной потребности в самореализации. Считалось, что рукоделия и домашней работы им вполне хватит, а интерес к «мужским» занятиям считался ненормальным и «греховным». Выбирать свои увлечения и профессию получила возможность эмансипированная женщина. Это подняло ее жизнь на иной, более качественный уровень - развитие останавливается, если человек не делает того, к чему склонен.

Даже сейчас потребность познавать, целеустремленность, сила характера считаются только мужскими чертами. Деловая женщина часто не может добиться признания и доверия партнеров из-за сложившихся в обществе стереотипов, что часто приводит к отказу от занятия бизнесом еще до начала карьеры. Достичь самоуважения можно только реальными действиями, необходимо продолжать двигаться дальше, на мнение других.

Мифы и заблуждения

Образ волшебного принца на белом коне - самая опасная мечта, с детства навязываемая девочкам. Впоследствии одинокие женщины до старости лелеют этот миф. Им внушили, что счастливой жизни они могут добиться только крайне удачным замужеством, а учиться и добиваться чего-то самим просто не нужно. Обязательно появится сказочный герой, который, плененный красотой, решит все проблемы, победит врагов и разбудит волшебным поцелуем.

Обрести финансовую и творческую независимость с таким мировоззрением крайне затруднительно, а точнее, невозможно. Мало того, постоянно рассчитывая на мужскую помощь в обмен на свои внешние качества и любовь, девушка низводит себя до уровня товара и лишается свободы выбора. Теперь мужчина все будет решать, ее мнение перестанет быть важным. Счастливая женщина - это личность, которая находится в гармонии с окружением и собой, стоит научиться быть главным героем в собственной жизни.

Слабая истинная женственность

Надо упомянуть еще мифы об «истинном предназначении» и «слабости» женщин, которыми наполнены бульварные романы, глянцевые журналы, популярные сайты. Они созданы для четкого распределения гендерных ролей в обществе прошлого и остались в современности как вредный пережиток. Заблуждения лишают девушек уверенности в себе и мешают действительно состояться в жизни, раскрыть настоящие способности, строго ограничивая ее в выборе жизненного пути.

Такое мнение общества предоставляет просторы для манипуляций в семье, создают негативный имидж в коллективе. Независимая женщина сегодня мало соответствует подобным определениям. Существует множество дам, которые по физической, духовной, жизненной силе превосходят некоторых мужчин.

Гармония жизни

Всем сейчас предоставлена свобода устроить свою судьбу в соответствии с собственным выбором. Счастливая женщина всегда уверенно движется вперед, не слушая рассказы «доброжелателей» о ее «истинном предназначении». Отношения, работу, увлечения, познание вполне легко гармонично сочетать. Не надо жертвовать одним ради другого, это приведет к довольно унылому существованию.

Жизнь бизнес-леди, которую волнует только собственное дело и ничто иное - такая же ошибка, как и прозябание «примерной супруги» между плитой, детской кроваткой и пылесосом. Любая деловая женщина знает, что усталость и фанатизм не помогут в достижении цели и точно не добавят счастья. Чтобы получить радость присутствия в собственной судьбе, необходимо соблюдать золотую середину и не посвящать все время только одному занятию. Прогулка по лесу, встреча с друзьями, хобби, помогут отдохнуть от будничной рутины, а умело распланированный день - найти время для приятных дел.

Высокие потребности

Известные исследователи психологии давно заметили среди особенностей человека некий инстинкт, побуждающий к саморазвитию. Желание стать настоящей личностью, проявив волю, заявить о себе, сделать нечто важное для мира, в котором живешь, изменив его, - такая же естественная потребность, как и еда, безопасность, секс. Отсутствие возможности самосовершенствования становится причиной депрессивных состояний, неврозов, комплексов.

Иными словами, любой индивидуальности недостаточно бытовых удобств и развлечений, надо найти себя в жизни. Необходимость свободы, творчества заложена самой природой, а их отсутствие приводит к саморазрушению, и это отличает человека от животного или машины. Посвятить себя далекой, но достижимой и желанной цели, сделав мир вокруг лучше, значит, обрести будущее. Жить только сегодняшним днем, не задумываясь о смысле существования - это потерять себя.

Необходимость творческого поиска

Стремление найти собственный путь - неотъемлемая часть личности. Самовыражение вовсе не является пассивным созерцанием собственной жизни. Настоящего развития можно реально добиться только через осознанное стремление создавать. Существование, основанное лишь на мимолетных удовольствиях, нельзя назвать полноценным. Каждому от рождения даны особые способности, которые превращаются из дара в наказание, если их не использовать. Непроявленные таланты могут серьезно отразиться на здоровье - они просто начинают разрушать психику и тело изнутри, вызывая болезни.

Честолюбие, упорство, решительность помогут в выборе необходимой деятельности. Независимая женщина найдет свое истинное призвание обязательно. Ее козырь - та внутренняя сила, которую невероятно боится основанное на запретах и ограничениях общество.

Финансовая свобода

Сила денег способна навсегда упрятать девушку за «каменную стену» унылого брака, заставить отказаться от своей личности, творчества, познания. Женщина в современном обществе становится успешной, обретает самостоятельность, финансовую стабильность, если сумеет найти свое дело жизни. Необходимо стать действительно зрелым человеком, взять на себя ответственность, включиться в ритм жизни.

Только вовсе не стоит ради денег занимать все свободное время тяжелой, лишенной всякого творчества работой. Такой труд не украшает существование, а способствует потере личности, развивает комплексы, лишает воли. Намного лучше понять, чем заниматься действительно интересно, и научиться этой работе, получить соответствующее образование, пройти курсы.

Важно также уметь управлять собственными финансами. Если тщательно планировать расходы, можно неплохо сэкономить, деньги перестанут «утекать» из личного бюджета.

Необходимость образования

Выбраться из жизненного тупика поможет развитие навыков и накопление знаний. Огромную роль здесь играет образование. Эмансипированная женщина это прекрасно понимает и не принимает в расчет советы доброжелателей относительно ненужности обучения для будущей жены состоятельного мужа. Дополнительные навыки и полезная информация всегда будут полезны как для собственного развития, так и для качественного профессионального роста.

Став частью новой жизненной программы, получение новых знаний способно укрепить решимость женщины в ее дальнейших планах, помочь увидеть новые грани выбранного пути, избежать многих ошибок. Хорошее образование также позволит начать подъем по карьерной лестнице с наиболее выгодной ступени. Кроме того, следует самой дополнительно изучать необходимые для выбранного дела науки.

Возможные проблемы

Помехой в обретении новой жизни, к сожалению, может стать изменившееся отношение близких людей. Патриархальное общество будет всегда препятствовать самостоятельности женщины. Ставшие частью этой среды, родные, совершенно искренне желая добра, могут с помощью уговоров, угроз, порицания пытаться заставить вернуться к прежнему образу существования. Это испытание будет самым трудным препятствием на пути к себе самой, потому что противостоять придется дорогим сердцу людям.

Друзья и семья - это люди, которые лучше других знают все способы манипулирования. Самостоятельная женщина - возможно, необычное явление для мужа или родителей. Они хотят видеть рядом привычный облик матери, жены, приятельницы и не захотят отпускать его. Стоит объяснить родственникам, насколько важны происходящие изменения для личного становления и общего успеха семьи. Любящие люди в трудных ситуациях поддержат всегда, а успехи дочери, жены, подруги станут причиной их радости.

Возможность выбора

Безусловно, ради самосовершенствования придется рискнуть, пожертвовать своими старыми привычками и шагнуть в неизвестность, которая всегда пугает, но наградой послужит радость и удовлетворение от обретения себя. Новая жизнь независимой женщины - это всегда результат труднейшего выбора, который может сделать только настоящая личность, между уютным прозябанием и необходимостью тяжелого ежесекундного преодоления прошлой себя.

Чтобы лучше понять, какие нужны изменения, от чего следует отказаться, а что обрести, можно представить свой успешный облик через несколько лет. Какие ассоциации возникают при слове «счастье», «гармония», «удача»? Строгий образ деловой женщины, силуэт интеллектуальной дамы или тень бесшабашной путешественницы на песке пустыни… Вариантов много. Выбирать самой, кем станет новое Я - невероятное ощущение. Настоящее творчество - это создание собственной жизни.

Заключение

Современная женщина может действительно стать независимой, несмотря на существующие сегодня пережитки прошлого. Ей понадобится целеустремленность, желание учиться и собственная готовность к переменам. Общественное сознание сегодня сохранило многие заблуждения относительно способностей и роли женщины в обществе. Девушке нельзя прислушиваться к чужому мнению относительно себя, надо развивать умение противостоять манипуляциям и попыткам окружения препятствовать ее развитию. Свобода самовыражения является высшей потребностью любого человека. Смелость взять на себя полную ответственность за собственную судьбу необходима для творчества своей жизни.

Некоторые из нас стали мужчинами, за которых мы хотели бы выйти замуж.

Глория Стайнем

Всем известна извечная нескончаемая борьба женщин за свои права. Во все времена женщины-лидеры бунтовали против неравенства в существующей системе и обвиняли в этом общество мужчин. В наше время эмансипированная женщина методично захватывает первенство в бизнесе и политике, и теперь уже мужчинам приходится опасаться, что их оттеснят на второй план. Количество бизнес-woman растет как на дрожжах. Женщины смело идут против мужского лидерства… и как красиво идут!!!

Так, какой же сейчас все чаще предстаёт перед нами деловая женщина нашего времени? Каким уникальным характером она должна обладать? Как ей найти ту золотую середину между киндерами, кухней, церковью и бывшими раньше в ведении только мужчин делами бизнеса и управления государствами.

Давайте начнем, прежде всего, с того, что эмансипированная женщина – это независимая женщина, единоличная хозяйка своей жизни. Она сама строит свою жизнь, разрушая все «женские табу» на своем пути. Следуя сложившемуся стереотипу, многие мужчины опасаются и избегают женщин имеющих свой собственный бизнес, или имеющих успешную политическую карьеру. Они боятся таких деловых женщин. Правит балом привычка обесценивать женщину, ведь это мужчина – защитник, добытчик и кормилец семьи. Каждый сверчок, знаете ли, должен знать свой шесток. А иначе, социально преуспевающая женщина поставит под большой вопрос чисто мужские, по мнению мужчин, таланты и способности – и тут уже страдает их мужская гордость и честь.

Теперь пройдемся по деловой женщине-стерве.

Когда характер проявляет женщина, про нее говорят «сука». Когда характер проявляет мужчина, про него говорят «отличный парень». Из публичных выступлений Маргарет Тэтчер. Вспомните, как искусно женщина умеет высмеять и уязвить самолюбие любого противника. А что остается делать, если нельзя вызвать на дуэль, драться, или просто элементарно дать в морду? Милые дамы смело разрушают все «пацанские» честные правила ведения боя. Они, невозмутимо попивая чашечку кофе, в светской беседе, морально стирают своего оппонента в порошок и при этом не забывают мило улыбаться. Всегда вежливые и сдержанные бизнес-леди могут очень больно ужалить своим острым язычком, и их изощренное высмеивание испортит жизнь любому смельчаку, вставшему у них на пути. И все свои действия они маскируют под дружеские объятия. Ну и кто они после этого?

И наконец, тема для всеобщего обсуждения: как эмансипированная женщина может сбалансировать семью и карьеру?

Проведя исследования среди карьеристов, социологи бьют тревогу. Неженатых бизнесменов в два раза больше чем семейных. И среди свободных деловых людей 70% женщин, с доисторических времен обязанных быть хранительницами домашнего очага, стать матерью, растить и воспитывать своих детей. Этот жизненный сценарий был прописан матушкой природой на генном уровне.

Так имеет ли место быть счастливый симбиоз семьи и карьеры? Ведь на самом деле тут нет никакой дилеммы. Семья семьей, а карьера карьерой. Расставьте приоритеты и распределите 24 часа суток на две половинки. Не стремитесь оказаться на недосягаемой высоте, вы можете лишить себя простого человеческого счастья. Постарайтесь, какое-то время с удовольствием заниматься любимым делом, а после него с не меньшим удовольствием, по вашему личному желанию, заняться домашним хозяйством, поиграть с детьми, сходить с мужем в кино или ресторан.

Хотя жизнь, конечно, очень сложная штука, не все и не всегда получается так как мы мечтаем…Но тогда есть к чему стремиться!

Эмансипация женщин - одно из наиболее заметных явлений нового времени.

Под женской эмансипацией понимается выделение женщин в отдельную социальную группу со своими особыми интересами и выход женщины из тесных семейных рамок в широкую общественную жизнь.

У эмансипированной женщины интересы семьи, детей и рода могут сохраняться, но могут быть и пренебрегаемы ею, если она посчитает, что вытекающие из них обязанности ограничивают её право на личную жизнь и независимость.

Женская эмансипация, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы.

Женщина раскрепостилась, получила равные права с мужчиной (образно говоря, вздохнула свободно, полной грудью), но взамен приобрела немалые нагрузки на работе и в общественной жизни, сохранив при этом практически в полном объёме прежние обязанности как жены, матери и хозяйки домашнего очага.

Отсюда нередки нервные срывы, психические расстройства, употребление женщинами спиртного, сигарет, наркотиков, что, как известно, отнюдь не укрепляет здоровье и пагубным образом сказывается на воспитании детей.

Эмансипация женщины означает и её сексуальное раскрепощение.

Давно уже не мажут дёгтем ворота у дома девушки, которая не сохранила девственность до замужества – теперь почти все молодые женщины в больших городах ведут добрачную половую жизнь.

Но такая необязательность во взаимоотношениях приводит к росту венерических заболеваний, числа абортов и женской бесплодности.

Более того, мужчина получил теперь то, о чём он раньше и мечтать не смел – право на сексуальные отношения с женщиной вне зависимости от того, видит он её своей будущей супругой или нет!

Раньше как было? Хочешь интимной близости – женись! Потом мужчина может, конечно, развестись, но при этом он будет обязан содержать рождённых женщиной детей, пусть даже и не его собственных, до их совершеннолетия.

По этой причине, я думаю, многие мужчины всеми своими руками и ногами будут голосовать за женскую эмансипацию и всячески её приветствовать. Да разве мужчина против необязательных сексуальных отношений? Напротив, он – только «за»!

Сегодня Интернет изобилует предложениями бесплатного секса без обязательств на одну ночь (или на один – два раза) со стороны женщин.

Разве что, предложит купить бутылку вина…

Так какой же мужчина откажется от бутылки! Обычно женщины категорически запрещают употребление спиртного, а тут – сами предлагают! Сказка, а не жизнь!..

С другой стороны, вступая в брак, мужчине стало труднее ожидать, что ему достанется девственница. Он может смириться с тем, что у девушки он, выражаясь понятным языком, не первый. Так какой тогда, второй? Или сто двадцать второй?

Многие мужчины хорошо знают о таком явлении, как телегония - тот факт, что в ДНК женщины встраиваются гены мужчин, имевших с ней интимную связь, вследствие чего супруги со временем становятся внешне похожими друг на друга.

Читал, что по этой причине девственницы востребованы отпрысками богатых, знатных фамилий - не хотят они, чтобы женщина произвела на свет ребёнка неизвестно от кого; не желают они получить сообщение о том, что

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь.
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

Вместо того, чтобы о чём-то заботиться, ломать себе голову и наживать инфаркты, инсульты и язву желудка, мужчине куда проще лежать на диване, смотреть телевизор и попивать пивко - она же у нас самая сильная и умная (деловая, одним словом) – справится! Тем более, если уж ей самой этого так сильно хочется.

А мужчина ещё и посмеётся, глядя на неумелые и оттого – особенно нелепые и смешные – потуги женщины изображать из себя мужчину.

Эмансипация женщины дала ей шанс развиться как личности, но привела к подрыву традиционного семейного уклада жизни и снижению рождаемости.

Женщина тратит сегодня на вынашивание и выкармливание детей не четырнадцать- шестнадцать лет, как было раньше, а два - четыре года. Это освобождает её от роли «рожающей машины», даёт ей десять - двенадцать дополнительных лет более свободной жизни, помогает становиться личностью, социально равной мужчине.

Сдвоенная жизнь - рабочая и домашняя - будит в женщинах тягу к независимости от мужчин - экономической, житейской, моральной, к широкому (вне дома) личностному общению, к духовному и профессиональному развитию, к современным видам отдыха.

Социологи в последние годы отмечают отчётливую тенденцию среди представительниц прекрасного пола: они всё чаще стали уклоняться от вступления в брак, который откладывается ближе к 30-летнему возрасту.

Многие женщины стремятся всецело распоряжаться своим временем, завести собственное дело и обеспечить себе полную материальную независимость. Наряду с традиционным термином «бизнесмен» возник и обрел гражданство термин «бизнесвумен».

Эмансипация женщины приводит к омужествлению женской психологии и феминизации мужской.
Современная женщина вынуждена во многом подражать мужчине, перенимать мужские нравы, манеры, стиль жизни.

Материнская роль привязывает женщину к дому, делает её жизнь более осёдлой, а значит, и лишённой многих опасностей, чрезмерного разнообразия, информационной пресыщенности.

Стиль жизни мужчины - как бы осёдло-кочевой. На его жизненном пути гораздо больше разнообразного и неведомого, больше риска, опасности, напряжённости, его информационный круг куда шире.

Однако сегодня мужчины и женщины словно поменялись ролями. Женщины живут сейчас как бы в мужском эволюционном ключе - наступательно, мужчины - в женском (уступательном).
В итоге мы сталкиваемся с частичным омужествлением женской психологии и «оженщиванием» мужской.

Но традиционная женственность, которую теряют женщины, не исчезает. По какому-то неизвестному закону сохранения психологической энергии она переходит к мужчинам.

При этом черты характера, которые весьма высоко ценятся в женщине, у мужчин обращаются в свои антиподы: мягкость становится мягкотелостью, внимание к мелочам - мелочностью, материнская осторожность - трусливостью, уходом от извечной мужской роли «каменной стены».

Эмансипированная женщина больше не желает рожать. Всё меньше появляются на свет будущих налогоплательщиков, созидателей материальных богатств и защитников Отечества.

По этой причине, мне думается, сегодня в России и не строится крупных предприятий – уже и на существующих становится некому работать (газеты пестрят объявлениями о приёме на работу, предлагая представителям некоторых рабочих специальностей непостижимые зарплаты в 60 тысяч рублей и более; да за такие-то деньги можно и в Заполярье поехать!).

Депопуляция так называемой «белой расы» идёт с ужасающей быстротой. Европейцы вымирают, как когда-то вымерли неандертальцы, только гораздо быстрее.

В то же время в исламском мире, где царит не культ потребления, а культ здорового образа жизни и крепкой семьи, «закрепощённая женщина Востока» рожает и рожает. Причём, продолжает это делать и иммигрировав в Европу (а ныне – и в Россию). И почему-то пример цивилизованной европейской дамы её не соблазняет.

Перед нами два пути: или разэмансипировать женщину обратно, вернув её в мрачное логово семьи, из которого она, подобно Екатерине, «лучу света в тёмном царстве», с таким трудом вырвалась к свободе, к счастью.

Или территории, которые прежде населял белый человек, будут населять другие народы, женщины у которых значительно менее эмансипированы.

Одно из двух: либо мы сохранимся как народ, либо деградируем и вымрем, растворимся в человеческом море.

Итак, спросим себя: эмансипация - это хорошо или плохо?
Следует ли нам поддерживать этот процесс или, напротив, необходимо решительно бороться с этим явлением?

Вопреки распространённому мнению, снижение рождаемости в России не является исключительно следствием «перестройки» и связанного с ней ухудшения материального положения большей части народа; нет, как известно, снижение рождаемости наблюдается во всех европейских странах, а также в странах Северной Америки и в Австралии, несмотря на относительно высокий уровень жизни населения этих государств.

Рождаемость в России не обеспечивала простого воспроизводства населения ещё с 1965 года (то есть, уже полвека), задолго до «катастройки».

Предлагаю любому желающему набрать эту фразу в Гугле - и вы получите многократное подтвержение этим словам.

На заре своего существования численность человеческой популяции была невелика и находилась вблизи критической отметки. Генетики установили, что некогда число представителей Гомо сапиенс составляло всего лишь тысячу человек.

Для того, чтобы человеческий род не вымер, женщины того времени (и последующих времён) рожали практически каждый год, вследствие чего число людей на Земле начало расти и сегодня превышает уже 7 млрд. человек.

Естественное снижение рождаемости, вызванное эмансипацией, существенно отдаляет от нас риск перенаселённости планеты и обострения связанных с этим далеко не шуточных проблем – в частности, таких, как нехватка продуктов питания и питьевой воды.

Далее, снижение социальной роли мужчин – активных искателей нового, неизведанного – и выдвижение на первый план женщин, олицетворяющих консервативное начало, может привести к уменьшению темпов так называемого прогресса, который уже поставил Землю перед угрозой глобального катаклизма.

Природа как бы говорит нам: остановись, мил человек, одумайся! Хватит уже «осваивать» так называемые «неисчерпаемые кладовые природы» (которые вовсе таковыми не являются, а весьма и весьма ограничены). Ты, присядь, человече, передохни и подумай, как тебе жить дальше, если желаешь выжить и сохраниться как вид на этой планете!

Если использовать уже имеющиеся научные открытия и внедрить уже готовые изобретения, жизнь человечества может кардинально улучшиться – при условии, если на планете прекратятся войны и человечество объединит усилия на благо и созидание (а не на разрушение).

То есть, эмансипация представляется естественным, неизбежным процессом в истории человечества и представляет собой скорее благо, чем зло.

Развитие науки и техники, естественно, не остановится на уже достигнутом этапе – научные открытия будут совершаться и внедряться в жизнь и дальше. Другое дело, что при этом человечество будет исходить, в первую очередь, не из соображений сиюминутной прибыли, а руководствоваться принципом «не навреди».

Не навреди планете с её (пока что) многообразным растительным и животным миром, а в конечно счёте – и себе самому.

Хватит с нас уже этого безудержного «прогресса», который стёр с лица Земли миллионы живых видов, превратил некоторые регионы планеты в безжизненную пустыню, привёл к катастрофическому сокращению «лёгких планеты» – американской сельвы и африканских джунглей, к загрязнению рек, морей и океанов.

Хватит издеваться над Природой, нещадно эксплуатировать её, иначе уже к концу этого столетия Земля может стать непригодной для жизни.

Надеюсь, что женщина, с её мудрой осторожностью и врождённым материнским инстинктом, способна остановить безудержное, хищническое «освоение природы». Тогда потеряет актуальность мичуринский лозунг («Мы не можем ждать милостей от природы; отобрать их у неё - наша задача»), а восторжествует высказывание:

Берегите природу, мать вашу!..

Надеюсь на вашу мудрость, женщины.

Я отнюдь не призываю всех женщин бросить мужа и детей и, что называется, удариться в бизнес и активную общественную жизнь.

Со временем, будем надеяться, материальное положение населения страны (Россию, конечно, имею в виду) будет и дальше расти. Уже и сейчас мы активно пользуемся в быту такими чудесами цивилизации, как газовая плита, стиральная и посудомоечная машины, микроволновка, пылесос и т. д.

В недалёком будущем - появление и широкое распространение домашних роботов (конечно, при этом никто нам лёгкой жизни не обещал; напротив, она будет становиться всё сложнее и сложнее).

Женщина получит возможность с меньшими затратами времени и энергии заниматься производственной и общественную деятельностью, оставаясь при этом любящей, заботливой женой и матерью.

Тем же женщинам, которые не мыслят себя без активного участия в экономической, политической и общественной жизни государства, никаких препятствий, естественно, чиниться не будет.

Но эмансипация налагает немалые обязанности и на мужчин. Нельзя будет уже (не получится) требовать от жены беспрекословного подчинения и уважения, не приложив для этого никаких собственных усилий. За право называться мужчиной следует бороться, в том числе, и в своей собственной семье.

А для этого необходимо вести здоровый (в первую очередь – трезвый) образ жизни, быть активным членом семьи (по возможности – её главой; дай Бог каждому, если получится) и служить примером, образцом в поведении как для женщины, так и для детей.

В нашей стране уже и сейчас есть такие мужчины, немало было их и раньше, так что, остальным представителям сильного пола, отстающим в этом смысле, есть с кого брать пример. Иначе мы, сильный пол, можем, образно говоря, оказаться на свалке истории.

Так что, мальчики, наша гордость, надежда и опора, мотайте себе на ус!
Да и девочки тоже.

ПС
Я сознательно исказил знаменитый лозунг И. В. Мичурина («Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё - наша задача»), который сегодня воспринимается иронически и является символом потребительского отношения к природе.

Рецензии

Тема - актуальная! Почему она так мало обсуждается в СМИ - непонятно. От правильности поведения мужчин и женщин, от их взаимоотношений зависит решение проблем и семейных, и социальных, а в конечном счёте - и общественных. Эмансипация женщин в том виде, в каком существует ныне - большая ошибка ваша, дорогие мужчины! Вам был доверен корабль, вы были назначены капитаном (каждый на своём месте), вы выбрали курс и вы привели его к нынешним берегам. Я всегда считала мужчину наместником Бога на Земле, уважала его умение стратегически мыслить, принимать решение. Разымансипировать женщину - ваш долг, если хотите сохранить институт семьи и иметь нормальных детей, а с ними и защищённое будущее. Сергей, спасибо за Вашу статью, за Ваше неравнодушие, за Ваш призыв обратить внимание на эту проблему! С уважением, Галина

Спасибо за отзыв, Галина!
Дело в том, что мужчина вовсе не ангел. И у нас есть масса недостатков, и мы это очень хорошо понимаем. Не всегда удаётся удержать планку на высоте. Чаще всего, мы молодцы-удвльцы, но вот пьянка нас губит...
Вначале это хорошо и приятно, но потом появляется зависимость, и уже не ты главный, а злодлейка с наклейкой. Это - беда большинства мужчин...
Вот в чём ещё проблема.
С уважением - Сергей.

Ну, тот, кто пьёт, вовсе не мужчина. А таких сейчас, увы, много! Какое-то звено в воспитании молодёжи было потеряно, я связываю это с нарушением семейных устоев, прежде всего, с загруженностью матери. А сейчас женщину загнать снова только в лоно семьи, пожалуй, и невозможно. Но, на мой взгляд, -надо. И прежде всего - повысить ответственность за сохранение семьи, особенно отца. Вы и сами знаете, сколько неполных семей. Дети не видят нормальных отношений, и вырастают не готовыми к созданию семьи. Это же снежный ком! Как-то его надо остановить! Вот Ваша статья как раз и есть вклад в это дело: она заставляет серьёзно задуматься над этим вопросом. С глубоким уважением, Галина

8 марта 2005 года президент Путин провел, как и положено, встречу с российскими женщинами. Симптоматично, что в Кремль к президенту были приглашены не секретарши и домохозяйки, а бойцы морской пехоты и спецназа, летчицы, фронтовые разведчицы - ветераны Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, а также дамы, проходящие сейчас службу в Чеченской республике. Таким образом, к началу XXI века в России, как и на Западе, женское равноправие стало суровой реальностью. Правда, последствия "освобождения женщин" для всего общества оказались гораздо более масштабными, чем это можно было предполагать.

Во всем виноват Джон Милль

Суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам равного с мужчинами права на участие в выборах всех уровней. Не путать с "феминистками", круг требований которых гораздо шире.

Когда первые женские движения начинали свою деятельность, ничто не предвещало потрясений, которыми современный мир обязан феминизму. В конце XVIII - начале XIX века требования дам были весьма скромны - они всего лишь добивались права на получение образования, продуктивный труд и участие в политическом процессе.

Хотя мысль о том, что существа женского пола способны работать, учиться и вообще отвечать за свои действия, приходила в голову еще философам эпохи Просвещения, а первое Женское научное общество было основано в голландском городе Миддлеберг еще в 1785 году, официальная история борьбы за равноправие полов началась в 1869 году с публикации книги Джона Стюарта Милля "Порабощение женщин", автор которой решил доказать, что общество может выиграть, если с женщин спадут вековые оковы.

Вдохновленные Миллем жительницы США и Европы в превую очередь принялись бороться за избирательные и имущественные права. Хотя уже в конце XIX столетия некоторые прогрессивные барышни отказывались от корсетов и приезжали в Цюрих и Сорбонну, чтобы получить высшее образование, на серьезную борьбу женщин подвигло не желание носить брюки и получать ученую степень, а стремление принимать участие в выборах. Женский вопрос впервые попал на первые полосы газет благодаря суфражисткам из британского Социально-политического союза женщин.

О сексуальной революции - для одних она является символом долгожданного освобождения женщин от пут патриархальной морали, для других - придуманным мужчинами способом добиваться сексуальной близости с большим, чем прежде, количеством лиц противоположного пола.
О месте женщины в мире - часть феминисток уверена, что женщины ничем не отличаются от мужчин, часть считает, что различия полов существуют объективно, но вовсе не говорят о мужском превосходстве.

Любопытно, что члены этого союза взяли на вооружение весьма радикальные методы борьбы за право заполнять бюллетень. С 1906 года они проводили демонстрации и голодовки, требуя принятия парламентом нового Билля о голосовании. Зачастую акции союза заканчивались битьем витрин магазинов или поджогами общественных зданий. Властям приходилось арестовывать разъяренных дам, в ответ на что они объявляли тюремные голодовки, а сотрудники тюрем были вынуждены прибегать к принудительному кормлению. В 1913 году фотографии женщин с питательными трубками в носу попали в СМИ, что заставило парламент принять Акт о кошках и мышках, позволивший отпускать голодавших суфражисток из тюрьмы и вновь арестовывать их, как только они прекращали голодовку. Вся эта история позволила суфражисткам снискать сочувствие в обществе, однако возможность голосовать британские женщины получили лишь в 1918 году, причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет.

Клепальщица Рози

Плакат с изображением "клепальщицы Рози" и надписью "Мы это можем!", иллюстрация с сайта www.samesexmarriage.ca

Так или иначе, но к началу 1920-х годов женщины в США и многих странах Европы получили избирательные и имущественные права. Первая и Вторая мировые войны также дали им возможность попробовать себя на традиционно мужских рабочих местах. В сороковые годы в США огромной популярность пользовался образ "клепальщицы Рози" - женщины, вышедшей на производство, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Годы Второй мировой войны также стали в США временем появления Женской бейсбольной лиги. Правда, в сороковые и пятидесятые бейсболистки выходили на поле в юбках и были обязаны красить губы помадой.

Хотя с окончанием войны женщинам пришлось сдать многие позиции и уступить рабочие места вернувшимся домой солдатам, большинство юридических препятствий для их активного участия в экономической и общественной жизни к началу шестидесятых годов были сняты. Однако для достижения полного равноправия полов было необходимо окончательно устранить различия в положении мужчин и женщин, причем не только перед лицом закона, но и в головах людей. Этим и занялись феминистки "второй волны", благодаря которым феминизм стал одиозным понятием.

В 1960-е годы широкое распространение получил радикальный феминизм, сторонницы которого считали порабощение женщин главной формой порабощения в обществе и подавали в суд на порнографические журналы за превращение женского тела в товар. Одна из радикальных феминисток - Андреа Дворкин - даже стала героиней порнографических комиксов, опубликованных журналом "Хастлер" в отместку за поданный ею судебный иск. Именно представительницы этого направления феминизма организовали в 1968-м году знаменитую демонстрацию против проведения конкурса "Мисс Америка", во время которой они выбрасывали в мусорные баки бюстгалтеры, шелковые чулки и косметику.

В это время в России

Количество работающих женщин в США и Европе в среднем увеличилось на 113 процентов с 1970-х годов, а к 2010 году женщины будут составлять в развитых странах 48 процентов рабочей силы. За прошедшие годы снизилась и разница в средних мужских и женских зарплатах - в США она сейчас составляет всего 33 цента с доллара.

На одной шестой части света под названием Российская империя с правами женщин, как и со всем остальным, дела обстояли несколько иначе. Первая женская общественная организация появилась здесь в 1812 году и называлась Женским патриотическим обществом. Настоящая же борьба за равноправие женщин началась в России в 1859 году с появлением основанного аристократками М.В. Трубниковой и Н.В. Стасовой "Общества дешевых квартир". О борьбе за избирательные права здесь речи не шло за отсутствием выборов как таковых. Основным интересом участниц российского женского движения было достижение представительницами слабого пола экономической самостоятельности.

Если вы читали роман Чернышевского "Что делать?", то примерно представляете себе деятельность "Общества дешевых квартир". Его клиентки - в основном малообразованные работницы, жили в нанятых на кооперативные деньги помещениях, занимались рукоделием, которое шло на продажу, усердно самообразовывались и соблюдали установленные обществом правила. Что касается представительниц российской интеллигенции, то именно благодаря деятельности Стасовой они получили возможность посещать Высшие женские курсы. К 1878 году в России было уже пять подобных заведений, включая вошедшие в историю Бестужевские курсы. Для завершения высшего образования россиянки уезжали в Европу, и в конце XIX века из 1200 иностранных студенток Цюрихского университета 700 имели российский паспорт.

Уже в конце позапрошлого века российское женское движение (а россиянки почти никогда не называли себя "феминистками") заметно отличалось от своих западных аналогов. Во-первых, женщины в России всегда считали себя "помощницами мужчин" и не собрались бороться с ними. Кстати, и количество мужчин, занятых решением "женского вопроса", в дореволюционной России было беспримерно высоким. Во-вторых, борьба за права женщин в России всегда являлась частью борьбы за права других категорий граждан, что также делало мужчин и женщин "доброй воли" скорее союзниками, чем противниками.

В 1917 году после Февральской революции женщины впервые получили право на участие в выборах и составили 12 процентов кандидатов в Учредительное собрание от кадетов и 10 процентов - от большевиков. После Октябрьской революции большевики объявили, что все женские вопросы будут решены в ближайшее время и запретили феминистские организации. Действительно, в 1918 году был принят декрет "О гражданском браке", впервые в Европе давший женщинам право сохранять девичью фамилию, в 1920 году советская власть легализовала аборты, в 1926 году для развода одному из супругов стало достаточно отправить открытку в ЗАГС.

Однако к 1930-м годам ситуация с рождаемостью стала настолько критической, что процесс пошел в обратную сторону. К 1948 году развестись можно было только через суд, 12 годами ранее были запрещены аборты (вновь разрешены в 1955-м году), в 1935-м году в СССР полностью прекратилось производство контрацептивов. При этом начиная с 1935 года женщины были обязаны наравне с мужчинами работать на заводах и в шахтах. Зато доля женщин в советских руководящих органах к началу восьмидесятых годов достигала всего 5 процентов, а в Политбюро ЦК КПСС вообще не было ни одной дамы, за исключением Екатерины Фурцевой. Кстати, как гласит легенда, и эта советская леди стала жертвой полового неравенства - рядом с кабинетом, где заседало Политбюро, не было женского туалета, и ей приходилось надолго покидать заседания, чтобы дойти до женской уборной, расположенной в другом крыле здания.

В 1980-х годах, на пике диссидентского движения, в СССР появились первые феминистские организации, скроенные по западному образцу. Их основали участницы правозащитного движения после того, как поняли, что их соратников-мужчин совершенно не интересует "женский вопрос". В 1979 году состоялась попытка издания независимого журнала "Женщины и Россия", весь тираж которого был арестован, в 1981-м -1982-м годах в РФ издавался еще один феминистский журнал под названием "Мария".

Самым значительным событием в женской политической истории постсоветской России стала победа движения "Женщины России" на выборах в Госдуму в 1993 году. Однако впоследствии женские вопросы были вытеснены из сознания россиян проблемами выживания.

Издержки равноправия

Хотя большинство женщин в США и Европе не последовали примеру радикальных феминисток, почти все они получили возможность воспользоваться плодами полного равноправия полов. В период с начала шестидесятых по конец восьмидесятых годов женщины добились разрешения широкой продажи противозачаточных таблеток (в США соответствующий закон вступил в силу в 1960-м году, а во Франции - в 1967-м году) и абортов, введения в употребление понятия "развод по обоюдному согласию" (в первой половине двадцатого века при любом расторжении брака суд был обязан найти виновника происходящего) и признания обществом того факта, что у женщины, как и мужчины, может быть несколько половых партнеров.

Современные американские феминистки настаивают на том, что в основе неравенства полов лежит язык, в котором слово "мужчина" часто употребляется вместо слова "человек". Некоторые из них даже настаивают на введении нового термина - "womyn" - в отношении как мужчин, так и женщин. Феминистская цензура не обошла даже Библию - в 1975 году свет увидела первая феминистская версия Священного Писания, в котором после слов "Бог-отец" в скобках было написано - "и мать".

Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. В недавно опубликованном социологическом исследовании Лии Мако и Керри Рубин "Кризис 30 лет" рассказывается о том, какое множество беременных или недавно родивших женщин страдают по вине своих начальниц, презирающих их за решение стать матерью несмотря на успешную карьеру. Современные женщины знают, что обязаны "получить все сполна" (то есть - и создать семью, и сделать не менее удачную, чем муж, карьеру). Поэтому средний возраст рождения первого ребенка в развитых странах колеблется от 26 лет в Канаде до 30 лет во Франции, а падение рождаемости давно стало одной из главных проблем ЕС.

Борьба против превращения женской любви в товар привела к появлению таких экзотических понятий, как "сексуальные домогательства на рабочем месте". 8 февраля 2005 года компания FedEx заплатила 1 миллион долларов женщине, пожаловавшейся суду на отказ менеджера наказать сотрудника, несколько раз предлагавшего ей романтические отношения. Под угрозой исков мужчины не рискуют заниматься поиском любви на работе, что не оставляет тысячам проводящих в офисе по 12 часов в день Бриджит Джонс ничего лучшего, чем писать тоскливые дневники.

Женщиной не рождаются, ею становятся

Тем временем феминистки "третьей волны" разрабатывают теории, в которых слово "пол" заменяется словом "гендер" и указывает уже не на врожденные биологические признаки, а лишь на установки, навязанные ему обществом. Согласно вошедшей в моду в 90-х годах прошлого века Queer Theory, в мире вообще не существует мужчин и женщин. Просто людям, рожденным с одним типом гениталий, общество предписывает думать о себе как о "женщинах", а людям, рожденным с другим типом гениталий - как о "мужчинах". Стоит избавиться от этой обидной ошибки, и вопрос равноправия исчезнет вместе с самими гендерами. Правда, вместе с ними канут в лету семья, секс, модные журналы, родильные отделения больниц и публичные дома.

Зато жители РФ могут не беспокоиться: благодаря своебразной форме женского равноправия, принятой в СССР, и суровым реалиям постсовесткой жизни для большинства современных россиянок ненавидимый западными феминистками патриархат стал скорее сулящей благополучие мечтой, чем системой, с которой надо бороться.

Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью Ардзинба Виктория Анатольевна

Эмансипированные женщины

Эмансипированные женщины

Когда в обществе на протяжении многих столетий происходит явное разделение сфер жизни по половым признакам и один пол ставят «выше» другого, подавляя и ущемляя в правах тех, кто «ниже», в конце концов, появляется момент, когда эти самые «низы не хотят жить по-старому» и им становится неважно, могут или нет «верхи» продолжать жить так, как жили. Веками подавляя женщин в своих правах, мужчины добились того, что женщины, стремясь восстановить справедливость, стали бороться за освобождение – сначала из-под отцовской власти (так появилась эмансипация как явление еще в Древнем Риме), а потом и из-под власти своих мужей. Ведь девушка, выходя замуж, как бы переходила «из рук в руки», то есть, вырвавшись, как ей казалось, из-под опеки отца, она тут же попадала в собственность мужа. В конце концов, терпеть подобное положение вещей стало невозможно, и началась борьба за равноправие полов во всех сферах жизни общества. Так появился феминизм (от латинского femina – «женщина») – женское движение, борющееся против дискриминации и требующее уравнивания прав с мужчинами. Первая волна феминизма прокатилась по Северной Америке еще в конце XVIII века в период войны за Независимость. Одной из родоначальниц этого движения стала Эбигейл Адамс – супруга второго президента США Джона Адамса.

Мужская часть населения вовсе не хотела сдавать свои позиции, стараясь задавить женскую эмансипацию еще в зародыше, и долгие годы замужняя американка не могла, например, подписывать контракты от своего имени, владеть собственностью и даже распоряжаться собственной зарплатой.

Мощная волна женского движения, тем не менее, докатилась и до Франции, охваченной в тот момент революционными настроениями. В 1789 году, во время Великой Французской революции, в свет выходит «Декларация прав человека и гражданина», в которой с первых же строчек провозглашается равноправие: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Тут можно было бы вздохнуть с облегчением: «Наконец-то!» Но… рано радуетесь, товарищи женщины! Дело в том, что подобная фраза в «Декларации» вступала в противоречие со специальным декретом, который как раз-таки урезал женщин в правах. Оплошность необходимо было исправить, и в свет выходит целый ряд актов, разъясняющих гражданам, кто не входит в категорию «свободных и равных». Как вы уже успели догадаться, женщины в эту категорию не вошли.

Такой отказ вызвал бурю негодования среди французских женщин, и, как следствие, – началось движение в защиту политических прав женщин, пробудив к жизни такое общественное явление, как феминизм. Возглавила французских феминисток одна из родоначальниц течения – Олимпия де Гуж, французская писательница и журналистка. Она предложила составить «Декларацию прав женщин», потребовав лишить всех мужчин привилегий перед женщинами. За эти «вольные» мысли и призывы к равноправию Олимпия де Гуж расплатилась собственной жизнью – в 1793 году по ложному доносу ее отправили на гильотину. Феминистская волна постепенно стала сходить на нет.

Однако старания Олимпии были не напрасны – во Франции упразднили право первородства и мужского преимущества; дети, независимо от пола, стали равны в правах наследования, законодательно был установлен развод. Правда, развестись можно было, только уличив одного из супругов в неверности. Если «неверной» оказывалась жена, то обиженный муж запросто мог отправить ее за решетку и получить развод. В случаях, когда ярость мужа захлестывала его настолько, что он убивал обманувшую его жену, закон был полностью на его стороне – «несчастного» рогоносца прощали. Если же муж, при живой жене, приводил в дом еще одну женщину, на него налагался штраф, и в этом случае отвергнутая жена могла получить развод. Но женщине все еще предписывалось подчиняться мужу: он определял ее местожительство после развода и имел больше прав на детей.

Аналогичная ситуация складывалась и в Англии, где одной из основоположниц движения за права женщин была Мэри Уоллстонкрафт – первый теоретик феминистского движения у себя на родине. Причину подавленного положения женщины в обществе она видела в невозможности получить достойное образование и отсутствии самореализации. Мэри Уоллстонкрафт считала, что единственную зависимость женщина может ощущать только от Господа Бога.

Вторая волна феминизма заметно начала набирать обороты уже во второй половине XIX века. Представители движения для достижения своих целей требовали проведения социально-экономических и юридических реформ. Женщины стали говорить о социальном праве – праве на образование и труд. Уже говорилось о внутренней и внешней свободе женщин. И эти настроения в обществе принесли свои плоды: стали расти не только образованность женщин, но и их самосознание. Пытаясь искоренить глубоко проникшее в сознание ложное мнение о мужском превосходстве, женщины уже не просто претендовали на равное положение с мужчинами, но и увидели свою главенствующую роль в развитии общества. А уж этого мужчины не могли принять никак!

Между тем, экономическое развитие и, в частности, механизация фабрик и заводов сделали свое дело: потребовалось все больше и больше рабочих рук, стала нужна уже не столько физическая сила, сколько образование и навык. Женщин начинают привлекать на «мужскую» работу, и они гордо встают к станкам, считая, что добились желаемого результата – права на физический труд наравне с мужчинами.

Но и этого оказалось мало! Женщина продолжала бороться за предоставление ей избирательных прав, она решила получить доступ и к политической жизни общества. Раньше считалось, что женщине не нужно иметь право голоса, так как ее во всем обеспечивает мужчина. Ситуация изменилась, когда женщины сами стали зарабатывать, а значит, и самостоятельно обеспечивать себя. В борьбе за свои права они даже стали объединяться в профсоюзы, устраивать забастовки и митинги протеста. Мужчины всячески пытались не сдавать свои позиции, высмеивая женщин и предлагая «несогласным» бросить борьбу и выйти замуж. Но если раньше замужество считалось панацеей – женщины вынуждены были выходить замуж за более богатых мужчин, чтобы обеспечить себя и будущих детей, то со временем эта необходимость отпала. Женщины стали в состоянии сами заботиться о своем будущем.

Мужчины пытались не замечать феминистских волнений, считая, что они не смогут разрушить сложившийся общественный порядок – женщины все еще не имели права голоса на выборах, а значит, не имели необходимых возможностей, чтобы повлиять на ход событий. Борьба полов продолжалась, и вот уже в 1888 году создается Международный совет женщин, и к началу XX века в него входят такие страны, как Австралия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды и США. Женщины упорно, пусть не так быстро, как хотелось, отвоевывали свои права.

В 20-х годах ХХ столетия движение за женское равноправие развернулось и в ряде стран Азии. В те же годы женщины США и Европы, наконец, добиваются избирательных прав, растет их занятость на рынке труда, и феминистское движение естественным образом идет на спад.

Новая, третья, волна женского движения за независимость поднялась уже после Второй мировой войны. Несмотря на огромные достижения феминизма, все же по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Равноправие было больше на бумаге, чем в настоящей жизни. Эпицентром появления новой волны опять стали США. В 60-е годы ХХ столетия началась заметная борьба с различного рода дискриминацией. Американское общество начало склоняться к демократизации и изо всех сил пытаться бороться с расизмом. Возродилось и феминистское движение. Только действовать новое поколение женщин стало несколько экстравагантным способом: они появлялись в обществе в вызывающих одеждах, разбрасывали листовки с провокационным текстом, устраивали на улицах «площадной театр». Их задача была – всколыхнуть чопорную общественность.

Подобные действия имели не только позитивные, но и негативные последствия. С одной стороны, они пробуждали общественное самосознание, с другой – своими «выходками» позволяли противоборствующей стороне делать нелестные выводы о себе. Феминисток стали обвинять в половой распущенности и оголтелом, бездумном стремлении к власти. Потребовалось достаточно времени, чтобы, как говорится, «отделить зерна от плевел», и тогда проявилась вся серьезность вопроса: теоретические обоснования, повлекшие за собой грамотные практические действия. Начались исследования в области «женского вопроса», множились различные программы, позволяющие понять всю глубину данной проблемы.

И вот уже к 80-м годам ХХ столетия Международным женским сообществом принимаются документы, призывающие к ликвидации женской дискриминации во всех ее формах и проявлениях. Признается свобода женщин, в том числе и свобода выбора своего предназначения. Если раньше ей предписывалось быть женой и матерью, то теперь она была вольна сама делать свой выбор. В документах говорилась о том, что материнство – это не обязанность, а право свободной женщины. Мужчинам пришлось, в конце концов, потесниться и впустить женщин на Олимп власти. И хотя делали они это неохотно, это была бесспорная победа. Женщины получили наконец-то право не только распоряжаться своим телом, но и собственной жизнью.

В России феминизм долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно это явление в нашей стране не рассматривалось, не получив широкого развития. В 1905 году около 30 либерально настроенных петербургских женщин образовали «Союз равноправия женщин», который просуществовал до 1908 года. Русские деятельницы этого движения, в отличие от зарубежных товарок, не противопоставляли себя мужчинам, используя в своих целях общественные структуры, созданные мужчинами.

После 1908 года в рядах женского движения произошел раскол. Представительницы пролетарского женского движения во главе с А. М. Коллонтай настаивали на признании женщин полноценными субъектами, с равными с мужчинами правами, тогда как либеральные феминистки не хотели приравнивать женщин к мужчинам, признавая их отличия и защищая их полное право иметь таковые.

В 1917 году деятельность всех феминистских движений была объявлена вне закона специальным декретом.

В 1920-е годы государство, провозглашающее семью ячейкой общества и пропагандируя «материнство, как социалистическую обязанность», постепенно взяло на себя роль отца, поддерживая женщину в любом статусе – независимо от того, замужем она или нет, главное, она должна трудиться наравне с мужчинами.

Вот таким образом социалистическое государство понимало равноправие полов, решая «женский вопрос». Женщина стала более ориентирована на общественно-политическую и производственную жизнь. Это привело к ослаблению семейных устоев и снижению рождаемости. Впоследствии с этим стали бороться, так как стране, постоянно готовящейся к войне, нужна была многочисленная армия: в 1935 году в СССР прекратили производство контрацептивов, в 1936-м запретили аборты (кроме «медицинских показаний»), а вернули это право над контролем рождаемости только в 1955 году, с 1944-го и вплоть до 1965 года разводиться было возможно только через суд.

Как реакция на «советскую эмансипацию» в середине 1970-х годов в СССР началось возрождение феминизма. Причем термин «феминизм» ассоциировался в обществе с пережитком советского прошлого, то есть с чем-то негативным, идеологическим, и при этом привнесенным с Запада. Организации, отстаивающие интересы женщин, предпочитали называть себя «женскими».

Вопрос преодоления мужского превосходства над женщинами актуален и до сих пор. Справедливости ради следует заметить, что изначально мужчины не пытались бороться с женщинами. Они избрали другой путь – воспевание их добродетелей. Возведя женщину на пьедестал, они возвеличивали ее образ, слагали возвышенные стихи и оды. Но женщина – это не объект для поклонения и все время не может стоять на постаменте в кругу рассматривающих ее обожателей. Какой живой человек это может выдержать? Приятно, конечно, послушать комплименты, но, в конце концов, ноги-то устают! К тому же спуститься на бренную землю и передохнуть ей никто не предлагал. Только там, наверху, находясь в другой плоскости, она должна была вдохновлять и поддерживать мужчин, которые видели ее роль исключительно в создании и сохранении семейного очага, продолжении рода и воспитании детей. Вот и раздавалась на все лады мужская разноголосица, воспевающая главное предназначение женщины – материнство и заботу о мужчине: «Только будь возле меня, любимая, и я подарю тебе звезду!»

В бесконечной борьбе полов, в стремлении стать равной мужчине, нас подстерегает важная опасность – мы можем незаметно «перегнуть палку». Желание быть наравне с мужчиной может превратиться в потребность быть КАК мужчина. Увлеченно стремясь к справедливости, мы рискуем растерять по дороге все те женские качества, которыми нас наделила природа. И тогда мы не приобретаем что-то новое, а, наоборот, теряем. В то же время, принимая общественное мнение о распределении обязанностей, деля их на «женские» и «мужские», мы поддерживаем миф о женской доле, делая свою жизнь рутинной и несчастной.

Ей жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд…

Но кони все скачут и скачут.

А избы горят и горят…

Н. Коржавин

Может быть, стоит подумать о себе, о том, чего мы хотим в этой жизни на самом деле? И потом, оглядевшись по сторонам, мы сможем обратить внимание на тех, кто действительно в состоянии и коня усмирить, и пожар потушить? В конце концов, есть у нас профессиональные пожарные, конюхи и табунщики. Пусть покажут, на что они способны. А уж мы, женщины, отойдем в сторонку, нежно посмотрим, ласковое напутствие дадим да платком кружевным вслед помашем.

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Женщины и деньги Женщины традиционно отказываются от возможности принимать финансовые решения, возлагая на мужчин право управлять и распоряжаться их будущим. Исследования показывают, что отсутствие финансовой осведомленности и финансового контроля нередко

Из книги Частные визиты автора Решетников Михаил Михайлович

Мертвые женщины - … Мой отец был очень известным артистом. Правда, недолго. Тогда, в середине восьмидесятых, таких было много. На сцене и в «ящике» он выглядел лет на тридцать, хотя ему уже тогда было за пятьдесят. Моя мать пела в самом главном в нашем городе привокзальном

Из книги Женская мудрость и мужская логика [Война полов или принцип дополнительности] автора Калинаускас Игорь Николаевич

Женщины - богини Тут все тоже достаточно просто, как все, что находится в первопричине. Путаница и так любимые всеми сложности обычно начинаются на уровне следствий. Мужчина, оказавшись на краю, на острие и постоянно в зоне риска, обращается к женщине в поисках матери. В

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

ЗАПАХ ЖЕНЩИНЫ Марина – приятная женщина лет тридцати пяти, с фарфоровой кожей, шоколадными, блестящими глазами и вальяжной купеческой леностью. Запрос ее состоит в том, что ей трудно найти себя в жизни, внутри нее живет ощущение бессмысленности всего и страх перед

Из книги Любовь по правилам и без, или Как организовать свою личную жизнь автора Ром Наталья

Женщины и «узы» Итак, женщина совершает ошибку, когда обижается на нежелание мужчины «решиться». Но еще большую ошибку она совершает, когда пытается его заставить и старается ускорить этот процесс.Вместо того чтобы радоваться уже достигнутым результатам – дружбе,

Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

ЖЕНЩИНЫ И ЯРОСТЬ В конце этой главы я хочу показать тебе еще раз на двух примерах, какие опустошительные и болезненные масштабы может иметь наше прежнее обращение с эмоциями. Маленькие девочки, став взрослыми женщинами, так до сих пор и не могут позволить себе быть

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Венера в мехах / Представление / Работы о мазохизме автора Фрейд Зигмунд

Из книги Пол и характер автора Вейнингер Отто

Из книги Хочу замуж [или Я не брошу курить ради тебя] автора Лузина Лада

Из книги Секс и город Киев. 13 способов решить свои девичьи проблемы автора Лузина Лада

Женщины-«кошки» и женщины-«собаки» Издавна человечество делилось на две половины: тех, кто любит кошек, и тех, кто любит собак. Конечно, существуют личности, равно благоволящие к обоим видам или поведенные исключительно на рыбках и канарейках, так же, впрочем, как и

Из книги Путь настоящего мужчины автора Дейда Дэвид

16. ЖЕНЩИНЫ НЕ ЛГУТ Держать свое слово - удел мужественных по своей сути мужчин и женщин. Женственные же не придают такого значения своим обещаниям, навлекая на себя несправедливые обвинения во лжи. Не только слова, но и сами факты занимают в их сознании весьма скромное

Из книги Я - женщина автора

Мужественность женщины Хочу быть мужественной Почему многие женщины в своем поведении стремятся проявлять больше мужественности, чем женственности?Долгое время женщина считалась второсортным существом и полностью принадлежала мужу, она была заложницей своей

Из книги Я - женщина автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Женщины Итак. Когда-то в давние времена женщины жили в своем ограниченном мире. Может, это была даже другая планета.Мир женщины представлял собой прекрасную поляну, сплошь покрытую разными цветами, ягодами и фруктовыми деревьями. На этой поляне, в тесном окружении своих

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман