Движения вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка относятся. Рефлексы новорожденных

Рабият Зайниддинова

Врач-неонатолог,

Научный Центр

здоровья детей РАМН

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутрен-ней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая перифериче-ская клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную инфор-мацию далее - по чувствительным волокнам (отрост-кам) нервных клеток. Следующие звенья рефлектор-ной дуги - центральная часть - нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и пе-редающие его дальше. Здесь импульс встречают двига-тельные нервные клетки и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по реф-лекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга - это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизне-деятельность организма любого человека, в том чис-ле и ребенка. Но в случае с безусловными, врожден-ными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жиз-ненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему - и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информа-ция «горячо! опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке - двигательному нейрону, который «бу-дит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т. е. при нормаль-ной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ малыш поворачивает голову к ис-точнику раздражения и открывает рот - так реализу-ется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зре-лость ребенка, что позволяет доктору судить о функ-циональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, состояние его нервной системы. Лишь некоторые из них имеют определенное значении для обеспечения жизнедеятельности, например, соса-тельный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр новорожденного ребенка, педиатру необходимо удостовериться в сохранности некото-рых основных безусловных рефлексов - сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный неврологический осмотр, чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорож-денного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусо-гнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц - сги-бателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтан-ные движения - периодически сгибает и разгибает ножки, хао-тично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, зву-ки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлек-сы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основ-ные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых - на уровне спинного мозга.

К оральным рефлексам относятся:

Сосательный - вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жиз-ни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) - в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый - при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокраще-ние круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) - относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладо-ни, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтя-гиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый го-лодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схва-тывая соску или грудь матери. Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Создаем условия

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме луч-ше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормле-ния и при естественном освещении.

Верхний защитный рефлекс - при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, де-лает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути. Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем го-ловки и изменение ее положения у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших реф-лексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным, обеспечивает крошечному человечку способ-ность к выживанию в новой для него среде. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы сни-жен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы - если малыша, держа за подмышки, припод-нять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суста-вах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых но-гах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 ме-сяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить впе-ред, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражени-ем нервной системы автоматическая походка задер-живается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) - если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползаю-щие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка - он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем - угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) - вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно при-поднять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) - аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания П-Ш пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по на-ружному краю стопы в направлении от пятки к паль-цам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II—V паль-цев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) -вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В от-вет на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1 фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращают-ся в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2 фаза). В норме 1 и 2 фаза рефлекса в за-висимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта - при проведении большим и ука-зательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он ду-гообразно изгибает спину и голову в сторону раздра-жителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и оста-ется в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса - лежащему на животе ребенку проводят паль-цем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется пояс-ничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднима-ет таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы на-блюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется невроло-гом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных авто-матизмов является тревожным признаком, говорящим о возмож-ном поражении центральной нервной системы на уровне спин-ного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от из-менения положения тела. В норме они угасают по мере того, как ма-лыш самостоятельно овладевает основными двигательными навы-ками - способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса - Клей-на) - вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обра-щено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти - поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы - при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании голо-вы наблюдается обратный эффект - разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблю-даются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс - в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводит-ся к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулач-ки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлич-но». Однако, если выявлены настораживающие признаки (отсут-ствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наобо-рот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего - это ультразвуковое исследование головного мозга -эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополни- тельные исследования. Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом воз-расте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявле-ния рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других), повторный осмотр обязательно должен состоять-ся спустя назначенное время - оно может быть различным в зави-симости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Внимательность и осторожность

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы - дей-ствия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса) могут вызывать резкий диском-форт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно ска-жите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и со-стояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие пока-затели состояния здоровья малыша, а также историю беременно-сти, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.

Ещё из курса школьной программы мы знаем, что любые рефлексы бывают условными и безусловными.

Их отсутствие у новорождённого является свидетельством патологий, поэтому молодым родителям необходимо знать о них и уметь проверить наличие тех или иных рефлексов.

Итак, поговорим об особенностях безусловных рефлексов у малышей, наиболее известных из них, а так же о возрасте их появления и исчезновения.

Что такое врожденные рефлексы?

Врождёнными рефлексами называют особенную ответную реакцию новорождённого на раздражители окружающей среды.

Они необходимы маленькому человечку для того, чтобы приспосабливаться к этому, пока ещё совсем новому, миру. Их наличие говорит о правильном развитии младенца.

Учёные насчитывают около 17 важнейших видов рефлексов. У здорового ребёнка они должны обладать свойством симметричности, то есть реакция на раздражитель должна быть одинаковой и справа и слева.

Врождённые рефлексы – это безусловные рефлексы , но развитие новорождённого дополняется всё более сложными условными рефлексами , которые являются приобретёнными.

В процессе индивидуального развития малыша безусловные рефлексы постепенно заменяются и дополняются условными, гораздо более сложными.

Безусловные

Рефлексы этого вида похожи на некие автоматические действия, которые возникают при правильной работе нервной системы малыша. Некоторые врождённые рефлексы прекращаются через несколько месяцев, некоторые – через год, а какие-то остаются на всю жизнь.

Все эти рефлексы по уровню семиотической значимости делятся на два вида: сегментарные двигательные и спинальные .

Первые обеспечиваются работой сегментами ствола (оральные безусловные рефлексы), а последние обусловлены функционированием спинного мозга (двигательные).

К оральным автоматизмам относят следующие : поисковый, хоботковый, сосательный, ладонно-ротовой рефлексы и пр.

Спинальными (двигательными) являются : хватательный, защитный рефлексы, автоматической походки, рефлексы Моро, Бауера, Галанта, Переса, опоры и т. д.

Условные

С рождения ни один младенец не обладает условными рефлексами , природа наделила его лишь безусловными, а первые приобретаются каждым в процессе индивидуального развития, на протяжении всей жизни.

Эти рефлексы способствуют совершению каких-либо действий человеком не задумываясь.

Например, человек, который продолжительное время занимался единоборствами при нападении не задумываясь, воспользуется приёмом. Или человек, когда-либо пробовавший зелёное кислое яблоко при виде его во время голода почувствует слюноотделение.

Каждый человек имеет свой индивидуальный набор условных рефлексов , который зависит от его жизненного опыта.

Наиболее известные рефлексы новорожденных

Хоботковый

Вызвать его можно быстрым и лёгким прикосновением к верхней губе малыша. В ответ он своеобразно выпятит губы в виде «хоботка», то есть произойдёт сокращение мимических мышц.

Поисковый

Данный рефлекс был выявлен Куссмаулем и носит его название. Вызывать его следует очень осторожно, чтобы не причинить боли и дискомфорта малышу.

При поглаживании пальцем уголков рта со стороны новорождённого наблюдается следующая реакция. Он опускает нижнюю губу, облизывает рот и поворачивает головку в сторону исходящего воздействия.

Прикасаться нужно именно к уголкам рта , иначе может возникнуть хоботковый эффект. Прикосновения должны быть осторожными, не причиняющими дискомфорта, иначе малыш отвернётся в другую сторону и покажет своё недовольство.

Возникает поисковый рефлекс с целью поиска материнской груди. Затем он осложняется зрительным рефлексом: при виде бутылочки ребёнок оживляется.

Если он сохраняется дольше положенного срока , это может быть признаком патологии головного мозга, и нужно обратиться к врачу.

Сосательный

Наблюдается он при взаимодействии полости рта, губ и языка с такими раздражителями, как материнский сосок, пустышка, палец. В ответ малыш делает ритмичные сосательные движения и перебирает языком и губами.

Имеется рефлекс у всех правильно развивающихся новорождённых, и является индикатором зрелости. Когда малыш сыт, рефлекс «засыпает», но спустя полчаса или час вновь активизируется.

Данный рефлекс полезен не только ребёнку (способствует питанию), но и его родителям, так как обладает успокаивающим эффектом. Именно поэтому и создана соска.

Считается, если ребёнок недостаточно сосал в младенчестве , то в более старшем возрасте этот рефлекс трансформируется в то, что ребёнок сосёт кончики своих волос, пальцы, кусает ногти, из-за чего может потребоваться помощь невропатолога или психотерапевта.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Ещё один рефлекс, способствующий питанию малыша. Заключается он в надавливании взрослым кончиками своих пальцев на ладошку малыша, который тут же открывает рот и вытягивает голову чуть вперёд.

Когда ребёнок хочешь кушать, рефлекс Бабкина выражен наиболее ярко.

Если рефлекс отсутствует , продолжается дольше трёх месяцев или ассиметричен, это может свидетельствовать о патологии нервной системы. Особенно часто встречаются такие отклонения при родовых травмах шейного отдела.

Хватательный

При лёгких касаниях ладошки новорождённого наблюдается сгибание пальцев и сжатие кулачка. Наиболее сильно проявляется при голоде или кормлении (можно наблюдать периодическое сжатие кулачков).

Рефлекс Моро

Проверен он может быть двумя способами: либо ударом ладонью по поверхности выше головы малыша примерно на 15 сантиметров, либо приподниманием нижней части туловища новорождённого за прямые ножки.

Реакция младенца проходит в два этапа . Сначала он быстро отводит ручки в разные стороны, а потом будто бы обнимает себя ими.

Здоровый малыш реагирует на эти раздражители с самого рождения.

Рефлекс Бабинского

С целью выявления реакции проводят кончиком пальца по стопе малыша в направлении от пятки к пальчикам ног. Здоровый малыш разогнёт пальцы. Этот процесс также сопровождается сгибанием ножки в суставах.

Эти упражнения даже полезно выполнять, особенно перед купанием или просто в игровых целых.

Рефлекс опоры

Проявляется в том случае, если новорождённого взять за подмышки. Малыш в этом случае сгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах. Если его поставить, он выпрямляет ноги и упирается стопой в поверхность стола или пола около 10 секунд.

Нормальна ситуация , при которой рефлекс сохраняется до возраста 6 недель, а затем исчезает.

Рефлекс автоматической ходьбы

Если ребёнка поставить на ножки и немного наклонить вперёд, таким образом сместив центр тяжести тела, он тут же начнёт переступать ногами. Это и называется автоматической ходьбой .

Некоторые дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Рефлекс ползания Бауэра

Для того чтобы оценить наличие этого рефлекса у малыша, нужно положить его на животик. Нормой будет ползание ребёнка. Если же приставлять ладони к стопам новорождённого, он будет отталкиваться от них вперёд.

Возраст появления

Безусловные рефлексы обычно проявляются тут же после рождения, но бывают исключения.

После рождения возникают:

  • хоботковый рефлекс;
  • поисковый рефлекс;
  • сосательный рефлекс;
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина;
  • хватательный рефлекс;
  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабинского;
  • рефлекс опоры;
  • рефлекс автоматической ходьбы.

Рефлекс ползания Бауэра можно наблюдать лишь через некоторое время после рождения (примерно через 4-6 суток).

Возраст исчезновения

Исчезают безусловные рефлексы в разные периоды жизни ребёнка.

Нормой является прекращение рефлексов:

  • хоботкового в возрасте 3-х месяцев;
  • поискового в возрасте 3-5 месяцев;
  • сосательного в возрасте 3-4 лет;
  • ладонно-ротового рефлекса Бабкина — к 2-3 месяцам жизни;
  • хватательного – к 3-4 (потом он заменяется простым захватыванием предметов);
  • Моро должен угаснуть к 3-4 месяцам;
  • Бабинского — 12-14 месяцев;
  • опоры — до возраста 6 недель;
  • автоматической ходьбы угасает к 3-м месяцам;
  • ползания Бауэра — в 4-месячном возрасте.

На что стоит обратить внимание?

Отсутствие каких-либо рефлексов или их усиление может быть тревожным признаком , именно поэтому их и исследуют врачи и родители, которым небезразлично развитие и здоровье малыша.

Усиление может быть связано с отклонениями в мышечном тонусе, патологией нервной системы, инфекционными заболеваниями и т. д. Усиление рефлексов часто говорит о повышенной нервной возбудимости.

Однако при оценке реагирования малыша нужно учитывать тот факт, что можно говорить о каком-то серьёзном отклонении лишь в том случае, если имеются какие-либо другие симптомы.

Так, если у ребёнка наблюдается нарушение какого-либо рефлекса и при этом малыш чувствует себя прекрасно, это скорее всего только симптом, но не факт отклонения, его может и не быть.

Рассмотрим несколько примеров возможных отклонений.

Усиление

При исследовании реакции на рефлекс опоры отклонением от нормы является ситуация, при которой ребёнок упирается в поверхность стола носочками или скрещивает ножки. Это может быть свидетельством патологии двигательной системы, внутричерепной травмы, асфиксии при рождении, наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы.

Что касается рефлекса автоматической ходьбы , то многие дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Если у малыша заболевание центральной нервной системы, то рефлекс ползания сохраняется до 1 года.

Ослабление

У детей с заторможенной нервной системой реакции на хватательный рефлекс значительно слабее, у возбудимых – наоборот, сильнее. Ослабление хватательного рефлекса может являться следствием асфиксии при рождении или поражением шейного отдела позвоночника.

Слабым рефлекс Моро может быть по причине внутричерепной травмы. Ассиметрично может проявляться при травме шейного отдела позвоночника.

Рефлекс Бабинского не наблюдается в случае поражения спинного мозга на уровне поясницы.

Рефлекс ползания ослаблен или ассиметричен при внутричерепных кровоизлияниях (у родившихся в асфиксии).

Таким образом, врождённые рефлексы младенца – это индикатор его развития .

Помните, если Вас что-то насторожило при исследовании рефлексов ребёнка, незамедлительно обратитесь к доктору. Относитесь внимательно к развитию малыша и будьте здоровы!

Новорожденный ребенок, только появившийся на свет, кажется совсем беспомощным. Однако это не так. Он обладает многими умениями, заложенными природой, которые называются рефлексы.

К сожалению, мало кто из родителей интересуется тем, насколько хорошо проявляются у их малыша такие автоматизмы. Тогда как знания о сути каждой рефлекторной реакции и способах ее проверки, поможет следить за правильностью развития ребенка, состоянием его нервной системы.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Виды рефлексов

Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.

Оральные рефлексы

Сначала рассмотрим оральные рефлексы. Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания.

  • Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью >>>

Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.

  • Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
  • Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.

  • Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.

  • Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.

Спинальные рефлексы

Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.

  1. Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.

Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.

  1. Защитный рефлекс – заключается в умении новорожденного при выкладывании его на живот сразу же поворачивать голову в сторону. Этот автоматизм обеспечивает возможность младенцу дышать в любом положении его тела. Со временем ребенок научиться приподнимать и удерживать головку, а данная рефлекторная реакция исчезнет. Читайте также: Когда ребенок начинает держать голову >>>
  2. Подошвенный рефлекс – срабатывает при надавливании пальцем на подошву в области второго и третьего пальца. При этом новорожденный должен поджать пальцы стопы. Таким образом проверяют тоническую реакцию сгибателей пальцев ног.
  3. Рефлекс Бабинского – также проверяется на стопе младенца. Для этого необходимо сделать поглаживающее движение по внешнему краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Рефлекторно пальцы распрямляются и разводятся в стороны (веерообразно).
  4. Рефлекс опоры и выпрямления – представляет собой способность малыша упираться о поверхность полной стопой. Для проверки данного автоматизма ребенка нужно держать на весу, зафиксировав его головку, а затем опустить вниз. В поднятом положении у младенца ножки поджаты к животу, но когда происходит касание поверхности, он опирается на нее и выпрямляет туловище. Такой автоматизм сохраняется довольно долго, до 8 – 11 месяцев.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы – проверяется одновременно с предыдущим. После того, как ребенок стал на стопу и выпрямился, его слегка наклоняют вперед. Малыш должен сделать несколько шаговых движений по поверхности. Иногда в процессе такой ходьбы его ножки могут перекрещиваться. Через полтора месяца младенец должен научиться переставлять ноги правильно. Узнайте, когда ребенок начинает ходить осознано>>>.
  6. Рефлекс ползанья – проявляется, если положить новорожденного на живот. Он начинает совершать хаотичные движения телом, пытаясь сдвинуться с места. В это время нужно подставить ладонь к подошвам младенца. В ответ на такое раздражение его движения должны активизироваться. В 4 месяца ребенок перестает проявлять подобную реакцию. Теперь он будет пытаться отталкиваться от опоры и продвигаться вперед. Подробнее о том, когда ребенок начинает ползать >>>
  7. Рефлекс Моро – его можно охарактеризовать как «реакция на испуг». Для проверки нужно уложить новорожденного на пеленальный столик и двумя руками одновременно сильно ударить по столу с двух сторон возле его головы. Сначала малыш должен резко развести руки в стороны, разжать пальцы, выпрямить ноги, но потом быстро вернуться в исходное положение.
  1. Рефлекс Галанта – позволяет проверить реакцию позвоночника на раздражитель. Следует уложить младенца на бок и сверху вниз провести пальцами с двух сторон по околопозвоночным линиям. При этом он будет дугообразно выгибать спину.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлекторные реакции связаны с формированием у ребенка умений поднимать голову, сидеть или стоять, которые предполагают наличие способности правильно перераспределять нагрузку на мышцы в зависимости от положения тела.

  • Рефлекс Магнуса – Клейна – еще его называют ассиметричным шейным тоническим автоматизмом. Предварительно новорожденного нужно положить на спину и повернуть его голову на бок. Рука и нога с той стороны, куда будет повернут ребенок – распрямятся, а с противоположной стороны – согнутся. Это положение называют «позой фехтовальщика».

Такая рефлекторная реакция угасает по достижении младенцем двухмесячного возраста.

  • Симметрический тонический шейный рефлекс – заключается в срабатывании сгибателей и разгибателей конечностей при запрокидывании и наклоне головы. При запрокидывании – ребенок выпрямляет руки и сгибает ножки, и наоборот.

Данные рефлексы наблюдаются у младенцев постоянно.

Нарушения рефлекторных реакций

Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.

Итак, на что же нужно обращать внимание?

Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо.

Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.

Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:

  1. нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного >>>;
  2. патологии нервной системы;
  3. воспалительных заболеваний;
  4. реакции на лекарственный препарат.

При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:

  • Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
  • Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
  • Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.

Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие.

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.

На протяжении первого месяца жизни ваш малыш только начинает знакомиться с таким большим и неизвестным ему миром. А в ваши обязанности входит помогать ему в этом. Ниже приведена примерная динамика развития ребенка, но следует понимать что не все дети следуют ей на все сто процентов, особенно это касается тех, кто родился раньше положенного срока. У таких детей динамика развития может быть сдвинута почти на месяц назад.

Набор веса

Совет
Для тех, кто хочет самостоятельно следить за динамикой набора веса ребенка, рекомендуем приобрести специальные весы для новорожденных.

Не пугайтесь если ваш ребенок потерял немного веса в первые дни после рождения! Это абсолютно нормально, так как дети рождаются с избыточным количеством жидкости в организме и, как правило, теряют её в первые дни, что может привести к небольшой, не более 10%, потере веса. Но уже к 1-2 неделям малыш набирает тот вес, который был у него при рождении, и после этого начинается стабильный прирост веса. Обычно, ребенок до 1 месяца набирает около 30 граммов в день. В нашей стране за динамикой набора веса следят педиатры, которые должны взвешивать ребенка и следить за тем, чтобы развитие малыша проходило нормально.

Рефлексы

Нервная система новорожденного активно развивается, и врожденные рефлексы играют очень важную роль в первый месяц жизни. Вот основные рефлексы, свойственные всем новорожденным:

  • Сосательный. Имеет самое прямое отношение к грудному вскармливанию. У ребенка появляются сосательные движения губ если провести по ним пальцем, соской, или соском. Может отсутствовать у новорожденных только при серьезных проблемах с нервной системой. Может оставаться у детей почти до семилетнего возраста.
  • Рефлекс Моро. Рефлекс проявляется как реакция новорожденного на громкий звук или при поднимании его ножек и таза над постелью. Выражается в разведении малышом рук в стороны и разжимании кулачков (первая фаза). Через несколько мгновений ребенок сводит ручки (вторая фаза). Рефлекс может оставаться до 3-4 месяцев.
  • Рефлекс опоры и ходьбы. Если держать ребенка вертикально, не касаясь ножками опоры - он будет их сгибать во всех суставах. При этом, если сделать так чтобы ножки касались опоры - ребенок будет имитировать ходьбу. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей с травмами спинного мозга, детей, родившихся в асфиксии (удушение). После 1-1,5 месяцев рефлекс угнетается.
  • Поисковый. Лучше всего проявляется за 20-30 минут до кормления. Если погладить ребенка в области уголка рта, то он опустит губы, и повернет голову в сторону раздражителя. Если несильно надавить посередине нижней губы, ребенок откроет рот и слегка наклонит голову. Рефлекс может отсутствовать при поражениях ЦНС. Угнетается к 3-4 месяцам.
  • Рефлекс Бабкина. При надавливании на обе ладошки новорожденного он открывает рот и немного запрокидывает головку. После 2-х месяцев рефлекс начинает угнетаться, к 3м месяцам исчезает.
  • Рефлекс Галанта. Если провести рукой вдоль позвоночника новорожденного, то ребенок выгнет спинку. Рефлекс присутствует до 3-4 месяцев.
  • Рефлекс Переса. Если провести пальцем по позвоночнику ребенка, при этом слегка надавливая на остистые отростки, то он отреагирует плачем и шевелением ручками и/или ножками. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. К 3-4 месяцу рефлекс исчезает.
  • Рефлекс Бауэра. Этот рефлекс еще называют спонтанным ползанием. Если малыша положить на живот, то он будет совершать движения, которые похожи на попытки ползать. Рефлекс угасает после 4-х месяцев.
  • Хоботковый. Быстрый несильный удар пальцем по губам новорожденного вызывает вытягивание губ в трубочку. Рефлекс может присутствовать до 3-х месячного возраста.

Сон ребенка в 1 месяц

Быть новорожденным очень тяжелая работа. Вашему ребенку приходится спать от 15 до 20 часов в день! По началу время сна может быть хаотичным, не привязанным ко времени суток. И ваша задача (если вы не хотите спать днем, а бодрствовать ночью в дальнейшем) помочь ребенку адаптироваться к циклу смены дня и ночи. Старайтесь следить чтобы самый большой период бодрствования малыша приходился на светлое время суток.

Примерно раз в 3-4 часа дети просыпаются на «перекус». После которого, как правило, снова засыпают. Будьте готовы к тому, что вам придется просыпаться как минимум несколько раз за ночь.

Чувства

Все дети рождаются с очень нечетким зрением, причина которого — близорукость. В результате этого, ваш малыш лучше всего видит объекты, которые находятся на отдалении 20—30 см. Это означает что ваш ребенок четко видит ваше лицо когда вы его кормите и ему нравится на него смотреть! Все младенцы отдадут предпочтение в выборе объекта для изучения человеческому лицу или какому-то высококонтрастному предмету (их проще рассмотреть).

Вы можете заметить что ваш ребенок время от времени косит. Ничего страшного в этом нет, так как способность к управлению глазами у него только развивается. Эффект «косоглазия» остается 3-4 месяца явно выраженным, потом идет на спад. Он может полностью исчезнуть после 8-9 месяцев.

Слух у новорожденных тоже не развит на 100%. Тем не менее младенцы слышат звуки и узнают голоса родителей. Особенно им нравятся высокие звуки. Так что не раздражаетесь если окружающие будут говорить с вашим малышом высокими смешными детскими голосами.

Совет
Дети любят когда к ним прикасаются. Чаще гладьте его, делайте очень легкий массаж. Это поможет вашему ребенку чувствовать что его любят.

Если ваш ребенок совсем не реагирует на звуки в течение нескольких недель после рождения - лучше проконсультироваться с вашим педиатром.

Как и дети постарше, новорожденные предпочитают сладкий вкус, так как их вкусовые рецепторы еще недостаточно зрелые чтобы различить горький и кислый.

Все младенцы имеют хорошее обоняние. Они с легкостью улавливают запах материнского молока на небольшом расстоянии уже в первые дни жизни.

Питание одномесячных

Одномесячные на грудном вскармливании часто просят перекусить — дети в таком возрасте едят 8-12 раз в сутки (каждые 2-3 часа). При этом если ваш ребенок на искусственном вскармливании просить есть он будет реже — примерно 6-8 раз в 24 часа. Некоторые родители кормят малышей по требованию, а некоторые по расписанию. Выбор за вами, мы можем дать лишь несколько рекомендаций как определить наедается ли ваш ребенок:

  • Вы меняете минимум 6 мокрых подгузников в сутки;
  • Ваш ребенок спокоен после кормления, его клонит в сон;
  • При касании к щеке ребенка он не открывает ротик.

Физическое развитие

Первый месяц жизни самый тяжелый для вашего малыша. Происходит адаптация к совершенно иной среде, со своим набором раздражителей. После рождения у ребенка сильно меняется кровеносная система. Она «учится» работать без маминой помощи. Разрушаются эритроциты с плодовым типом гемоглобина, которые больше не нужны организму. Начинают работать почки (которые во время внутриутробного развития не функционировали. Их роль выполняли почти матери), пищеварительная и эндокринные системы. Кишечник начинает обзаводиться собственной микрофлорой. Кожа адаптируется к атмосфере, укрепляется дыхательная система.

Прививки

В первые 12 часов жизни вам предложат сделать ребенку вакцинацию против вирусного гепатита, а в течение 2-3 дней — прививку БЦЖ (Бацилла Кальметта — Герена против туберкулеза). В конце 1-го месяца в начале 2-го вам также предложат вакцину от гепатита Б. Делать прививку или нет — решать вам.

Общение

У новорожденных есть, по сути, один способ общения — плач. В первый месяц жизни они делают это чаще всего (в среднем около 3-х часов в сутки). Плач — это возможность ребенка показать что он голоден, у него мокрый подгузник или он устал и хочет спать. Родители в этом случае должны попытаться понять причину плача и устранить ее. Если ребенок кричит слишком много, возможно, его замучили колики или у него что-то болит. В любом случае лучшим решением такой ситуации будет помощь вашего педиатра.

После родов новорожденный начинает проходить процесс адаптации к новым для него условиям. Справиться с непростой задачей младенцу помогают особые умения, которые делятся на два вида - условные, безусловные. Первые даны малышу от рождения, вторые являются приобретенными. Степень развитости рефлексов у новорожденного свидетельствует о характере его развития и может говорить о наличии проблем.

Безусловными рефлексами малыши обладают с рождения. Они появляются как ответ ребенка на определенный раздражитель. Им характерно появление и исчезновение в определенный период развития. Условные или приобретенные реакции появляются у новорожденного в результате получения опыта, при котором происходят изменения в клетках головного мозга, наблюдаются физиологические изменения, и происходит психоэмоциональное развитие.

Виды рефлексов у малыша

До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру. У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца. Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.

Появление таких рефлексов и их постепенное угасание имеет определенную закономерность и расписание по месяцам.

Оральные

Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.

Выделяют:

  • сосательный;
  • глотательный;
  • хоботковый;
  • искательный;
  • Бабкина.

Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ. Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения. Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.

Некоторые оральные реакции исчезают у деток к 3-4 месяцам. Другие способны сохраняться в течение 3 лет, например, сосательный.

Спинальные

Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:

  • хватательный;
  • защитный;
  • подошвенный;
  • Бабинского и ряд других.

Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.

Позотонические

Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.

Как проявляются и чем характерны

Большинство врожденных реакций наблюдаются у детей до 1 года, после чего они исчезают. Большинство из них возникают на первых месяцах жизни, пропадая 4 месяцам. Время их угасания различно, что обусловлено периодом, который необходим малышу для полной адаптации к новым условиям. Среди них присутствуют и те, которые способствуют появлению новых навыков или наблюдаются в течение всей жизни.

Хоботковый

При прикосновении к губкам младенца они сворачиваются и образуют форму «хоботка». Такой сосательный рефлекс связан с автоматическим сокращением круговой мышцы, находящейся в области ротовой полости.

Поисковый

Рефлекс Куссмауля свойственен только новорожденным детям. При выполнении прикосновения и легком поглаживании пальцем по губкам ребенок активно пытается найти материнскую грудь, что выражается в опускании нижней губки и параллельном движении языка крохи в сторону нахождения раздражителя.

Сосательный

Важнейший из рефлексов младенцев появляется еще в утробе матери. Он выражается в осуществлении младенцем ритмичных сосательных движений сразу после попадания предмета в его рот, в качестве которого часто выступает соска. По выраженности такой способности педиатры оценивают степень зрелости у недоношенных детей.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Умеренное выполнение надавливания пальцами на ладони младенца приводит к открытию ребенком рта и выполнению движения головкой вперед. Подобный рефлекс обусловлен стремлением новорожденного искать себе пропитание.

Хватательный

Хватательная реакция выражается в способности младенца крепко удерживать предмет. При попадании в район ладони пальца взрослого или иного предмета малыш бессознательно производит сжатие пальцев ладони. Захват может быть такой силы, что младенца можно при этом поднять.

Рефлекс Моро

Реакция малыша на воздействие раздражителя протекает в два этапа. Сначала младенец делает разведение рук в стороны, после чего раскрывает ладони, выполняя движение, которое имитирует объятие. Вызвать подобную реакцию у новорожденного можно различными способами:

  • одновременно хлопнуть по плоскости поверхности, на которой расположен младенец, приблизительно в 15 см от малыша;
  • внезапно разогнуть ножки лежащего ребенка;
  • приподнять за вытянутые ноги нижнюю часть туловища.

Подобная реакция проявляется у младенцев в первые месяцы жизни и по мере его взросления пропадает.

Ландау

Реакция Ландау может быть верхней иди нижней, она появляется у младенцев к 4 месяцам. Первый появляется у ребенка, когда он лежит на поверхности. Он упирается руками, пытается приподнять голову и корпус. Нижний эффект Ландау можно наблюдать при нахождении ребенка в позе «пловца». При приподнимании его и обращении лицом к полу можно наблюдать выгиб спины, поднятие головы и разгибание конечностей.

Кернинга

У лежащего на спине ребенка проводят сгибание ноги в тазобедренном суставе или колене. При нормальной реакции Кернинга сразу выпрямить конечность младенца не получится.

Бабинского

Реакция проявляется при легком движении и соприкосновении пальца с наружным краем подошвы ног по направлению от стопы к пятке.

Малыш отреагирует веерным раскрытием пальцев ног, сгибанием всех суставов с тыльной стороны стопы.

Рефлекс опоры

При нахождении младенца в вертикальном положении и соприкосновении поверхности стопы с опорой происходит выпрямление нижних конечностей и имитация позы стояния с обеспечением поддержки взрослого. Реакция характерна для младенцев первого года, при достижении возраста 8-12 месяцев дети начинают стоять на ровной поверхности самостоятельно.

Рефлекс автоматической ходьбы

Реакция также известна как шаговый, что выделяет главную реакцию младенца. Если обеспечить малышу соприкосновение стоп с поверхностью и немного отклонить его корпус вперед, то можно наблюдать имитацию ходьбы. Такое переступание ножками и называют эффектом шагания.

Некоторые дети при этом делают своеобразное перекрещивание на уровне голени. Такая ситуация является нормальной и связана с повышенным тонусом мышц бедра у малышей в возрасте 1,5 месяца.

Бауэра

Рефлекс ползания появляется у младенцев сразу после рождения. Ребенок в положении лежа на животе при ощущении прикосновения ладоней к подошвам его ступней начинает отталкиваться, используя руки взрослого как опору. В некоторых случаях ребенок способен продвинуться немного вперед, поэтому даже самых маленьких детей нельзя оставлять без наблюдения.

Галанта

При штриховом проведении пальцем вдоль позвоночника малыш изгибается в виде дуги, а голова делает поворот в сторону раздражающего воздействия. Нормой считается также отведение ноги в сторону.

Переса

Реакция проявляется при нажатии легким движением над остистым отростком позвоночника. При этом ребенок разгибает корпус, производит сгибание конечностей и начинает плакать. В связи с негативной окраской эмоций младенца к проверке работы нервной системы при помощи такого способа прибегают только в самую последнюю очередь.

Робинзона

Такое название можно встретить, когда речь идет о хватательном рефлексе. При попадании в зону ладошки младенца какого-либо предмета малыш сразу же вцепляется в него. Даже в первый месяц жизни ребенок может настолько сильно ухватиться за пеленку, что разомкнуть кулачки бывает достаточно сложно. По мере взросления такая реакция становится менее выраженной, и в итоге на ее смену приходят осознанные удержания.

Рвотный

Новорожденные дети не обладают умением правильно глотать. Когда малыш давится, то автоматически происходит рвотный рефлекс, при этом у младенца неосознанно высовывается язык, что и вызывает защитную реакцию.

Защитный

Способность обеспечивать себе защиту у здорового ребенка появляется с первых часов жизни. Положенный на живот младенец сразу делает рефлекторно поворот головы, что помогает ему избежать блокирования поступления кислорода.

Глотательный

При попадании в рот младенца какого-либо предмета он делает глотательное движение. Такой рефлекс помогает ребенку научиться координировать свои движения. Малыш с каждым днем приобретает навык осуществлять дыхание и глотание. Пока он учится приспосабливаться к новым условиям, можно наблюдать, что он ритмично осуществляет вдох и медленно выдыхает, пытаясь между этим проглотить пищу при кормлении.

Спонтанный

Спонтанным рефлексом называют реакцию Моро или испуга. Он наблюдается при неожиданном ударе по поверхности с двух сторон от лежащего на поверхности младенца. В ответ на него конечности ребенка раскрываются и тут же смыкаются, производя движение «объятия».

Таблица начала и угасания рефлексов

Оценка состояния здоровья ребенка, работы его нервной системы проводится на основании наличия и выраженности различных условных и безусловных реакций. Отсутствие некоторых из них может говорить о нарушениях внутриутробного развития или родовых травм. Большинство из них появляется сразу после рождения. Некоторые наблюдаются через несколько дней жизни. Например, реакция Бауэра появляется на 3-4-й день, Галанта на 5-6-е сутки. До какого возраста должны исчезнуть рефлексы, можно увидеть в таблице.

Рефлекс Время исчезновения, месяц
Сосательный 3-4
Защитный До 1,5
Хватательный 3-6
Опоры 1-2
Шаговый 1-2
Поисковый 3-4
Хоботковый 2-3
Бабкина 2-3
Бауэра 4
Моро 4
Бабинского До 2 лет
Галанта 3-4
Переса 3-4

Особенности развития рефлексов у недоношенных детей

По характеру врожденных автоматизмов, наличию рефлексов и их живости после рождения оценивают состояние нервной системы детей. У недоношенных малышей значительная часть врожденных способностей отсутствует, так как процесс созревания мозга не был завершен до конца. Наиболее рано проявляющиеся ротовые реакции у них присутствуют, но затрагивают не все рецепторы. Малыши обладают уникальным потенциалом, поэтому способны восстанавливаться и догонять своих сверстников в развитии за короткое время.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Для самостоятельной проверки наличия рефлекса у ребенка достаточно повторить действия, вызывающие подобную реакцию. Не стоит расстраиваться при отсутствии желаемого результата. Возможно, малыш устал, или время для проверки было выбрано неудачно. Например, отсутствие сосательного рефлекса может быть вызвано тем, что малыш попросту не голоден.

Проверять реакции младенца на раздражители необходимо в теплом помещении, при этом он должен быть сухим и не ощущать чувство голода. Прикосновения к малышу должны быть аккуратными, в противном случае рефлексы могут погашаться реакцией на дискомфорт.

Причины и признаки слабого развития рефлексов

Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.

Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:

  • полученные родовые травмы;
  • нарушения функционирования нервной системы;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • патологии позвоночника;
  • предшествующая асфиксия.

Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.

Симптомы

При выявлении аномалий в развитии ребенка анализируется несколько параметров проявления рефлекса. Оценке подлежат следующие моменты:

  • выраженность;
  • симметричность;
  • равномерность проявления с каждой из сторон для симметричных реакций;
  • быстрота получения ответа;
  • длительность проявления.

При этом окончательный вердикт должен делать врач.

Полное отсутствие

Полное отсутствие рефлекса, особенно спинальных, является нехорошим признаком. Отсутствие «автоматического шага» наблюдается при парезах, снижении тонуса мышц и ДЦП.

Недоразвитость

При осмотре младенца врач анализирует симметричность некоторых рефлексов. Например, если хватательная реакция наблюдается у малыша только одной рукой, то это может сигнализировать о возможном ДЦП, кровоизлияниях в мозг или парезах. Если при проверке рефлекса Моро разведение рук ребенок проводит только одной конечностью, то это может говорить о проблемах с ключицей или парезах.

Лечение

Классификация и методика исследования рефлексов у новорожденных предполагает анализ общей клинической картины.

При полном отсутствии

Полное отсутствие рефлексов часто является следствием родовых травм или внутриутробных аномалий. В этом случае содержание терапии определяется в индивидуальном порядке и зависит от причин отсутствия реакций и характера патологий. В большинстве случаев лечение требует стационарного наблюдения и длительной терапии.

При частичной несформированности

При частичной несформированности рефлексов назначается наблюдение профильных специалистов. Часто такая ситуация наблюдается у детей с синдромом угнетения работы нервной системы. Они имеют низкий мышечный тонус и двигательную активность. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы в области сосательных движений, поэтому таких малышей кормят через зонд. Таких новорожденных нельзя оставлять в лежачем положении на животе, что связано с недостаточностью выраженности защитного рефлекса. Лечение младенцев при частичной несформированности рефлексов предполагает медикаментозную терапию, массажи и физиопроцедуры.

Прогнозы

Детский организм обладает большими резервами, которые помогают ему восстанавливаться даже в самых сложных ситуациях. При недостаточной развитости рефлексов хороший результат показывает комплексный подход, предполагающий назначение фармакологических препаратов, массажей и специальных физиопроцедур. При этом важна регулярность и постоянное наблюдение у узкого специалиста с выполнением выданных рекомендаций.